Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец
Дни памяти: Май 9 (Перенесение мощей), Июль 29, Декабрь 6
Святитель Николай, живший в 3-4 веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских родился в городе Патаре, Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание со тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословения на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого Диавола, вошедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви пред пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богородица — омофор. И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских, после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай остался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I-ого Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.
В пылу обличения святитель Николай, пламенеющий ревностью ко Господу, даже ударил по щеке лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине Свет Миру и Соль Земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солею премудрости. Еще при жизни святитель совершал много чудес. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных.
Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали пред императором и брекли на смерть. Явившись во сне равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в город Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 342-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления.
В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей и сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.
В 792 году халиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоящую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.
В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая. Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей Святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоухающим святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.
Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…
8 мая корабли приплыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.
Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая (по новому стилю 22 мая). В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой даты, потому что потеря мощей Святителя была для Нее событием печальным.
Русские христиане полюбили Святого Николая Чудотворца издревле — с момента крещения Руси великим князем Владимиром.
Праздник Святого Николая традиционно отмечается 19 декабря, хотя существует и еще другой день Святого Николая — 22 мая.
ГРОБНИЦА CВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦА
Гробница Святого Николая Чудотворца находится в одной из южных абцесс храма. Менялись эпохи, целые народы, неоднократно церковь разрушали, но она всегда возрождалась к жизни. В 1034 году во время арабских набегов храм был разгромлен, но мощи Святого были спасены. В 11 веке его восстановили вновь, а в 1860 году по приказу русской императрицы на месте разрушенного купола во время реставрации был построен новый — в готическом стиле. Здесь была найдена рукопись на русском языке, которая относится к тому же времени.
Здесь звуки внешнего мира приглушает строгая и мрачная тишина. В храме пока ничего нет, не сохранилась и не восстановлена роспись на стенах, лишь мозаика на полу дошла до нас с древних времен. Совсем недавно начались реставрационные работы, метр за метром восстает храм из земли, как бы вылепляясь, возникая из глубины столетий, как бы давая нам, смертным, надежду на прозрение, на обретение, на вечность.
Саркофагов много, его — в сторонке, главный, в нем находились мощи Николая Чудотворца до того, как итальянцы вывезли их в город Бари. И вот стоим рядом с гробницей — его усыпальницей на многие века — на тяжелой крышке изображен умирающий воин.
Гробница Святого Николая Угодника осталась в таком виде с 9 века. В 1087 году итальянцам удалось завладеть мощами Святителя и перевезти их в Бари. Передняя стенка саркофага проломлена, как будто только вчера шел здесь жестокий бой и в спешке итальянцы уносили на свои корабли Святые мощи. Но увезли не все. Часть их сохранилась, и хранятся они в археологическом музее города Антальи. К чувству приобщения к святому примешивается вдруг чувство печали. Гробница Святого стоит разоренной.
На родине Святителя Николая Угодника
Около церкви уже в наши дни турками (!) разбит парк, посреди которого возвышается памятник свт. Николаю. Вокруг цветут благоухающие розы — во всем видно уважение к святому и почитание его. Сам парк расположен чуть выше храма, поэтому густая зелень скрывает его от идущих по дороге.
Первая базилика на этом месте была построена в V–VI веках. Она пострадала в VIII в. от землетрясения или нашествия арабов. Феофан упоминает, что один из командиров Гаруна-аль-Рашида пытался разрушить саркофаг свт. Николая, но археологические изыскания это не подтверждают.
В VIII–IX вв. была построена купольная церковь, некоторые пристройки датируются XI в. Наиболее крупные работы были проведены в 1042 г., при Константине Мономахе. В том же веке мощи свт. Николая были перевезены в Бари, но некоторые частицы и по сей день находятся в музее Анталии. В 1097 г. византийцы вновь отвоевали Никею, и население ве-нулось в Миры.
В XIII в. церковь и другие постройки оставались нетронутыми. вскоре они пришли в упадок и были занесены песком. После возрождения храма в средних веках над третьей часовней была построена маленькая церковь. Ее реставрировали в XVIII в. И лишь в 1920 г., после изгнания греков из турции, она была окончательно оставлена.
В 1862–1863 гг. наши соотечественники провели реставрацию, которую многие считают неправильной, поскольку она якобы изменила первоначальный облик храма. Перед Крымской войной Россия пыталась основать поселение в Мирах. Для этой цели церковь и прилегающие земли были куплены на имя графини Анны Голицыной, однако Турецкая им-перия, заподозрив, что Россия преследует не только религиозные, но и политические цели, запретила это начинание.
В начале нашего века Демре представлял из себя маленький греческий поселок. В церкви служил один священник, и она постепенно заносилась илом от протекающей рядом реки.
В 1962–1963 гг. по инициативе турецкого правительства была проведена расчистка церкви. Новый этап раскопок и реставрации начался в 1989 г. Тогда же над церковью был сооружен временный навес.
Весь комплекс состоит сегодня из купольной церкви с апсидой и двумя приделами, двух угловых комнат и экзоэзонартекса. Сейчас мы входим в церковь по лестнице с южной стороны. Войдя во двор, мы поворачиваем к западной стене здания. Напротив западного входа и сегодня можно увидеть две колонны портика. По внутренней стороне стены лестница ведет на верхнюю террасу, которая была закрыта во время нашего посещения. За террасой, на южной стороне двора, есть захоронение, датируемое 1118 г.
Величие древних стен завораживает, когда проходишь полуразрушенными галереями, в которых стоят с обеих сторон неизвестные гробницы. Среди них — гробница свт. Николая.
На полу кое-где сохранилась мозаика. Эти участки отгорожены, чтобы ее не затерли.
На стенах под потолком местами сохранились древние росписи, только снизу они плохо видны.
В алтаре сохранился престол и горнее место, а также несколько колонн.
Акафист читать
Просмотры (1126)