Разговор с катехизатором

                  

Александр Игнатов катехизатор

 

На странице «РАЗГОВОР С КАТЕХИЗАТОРОМ» вы можете ознакомиться с простыми ответами на сложные, насущные вопросы повседневной христианской жизни. А так же можете задать вопрос, о православном вероучении, о правилах и традициях Православной Церкви. На вопросы отвечает катехизатор нашего прихода, директор воскресной школы Игнатов Александр Александрович.

 

 

Источники Божией Благодати.

Сегодня хотел бы поговорить о почитании чудотворных икон и мощей святых. Недавно в наш храм привозили святыни: частичку десницы (руки) святителя Луки Войно-Ясенецкого и икону с мощами святых Киприана и Устинии. Много людей пришло поклониться святыням, попросить помощи в своих духовных и житейских трудностях.

Я не совсем понимаю современных учителей Церкви, когда они говорят, что это какое-то язычество. Вот стоят часами в очередях к такой-либо святыне, а спроси зачем, то услышишь об ожидании чуда в решении житейских проблемах. И почти никто не ищет духовного. Я не совсем согласен с такой оценкой. Да, действительно многие ищут помощи в решении семейных, бытовых проблем. Потому и стоят, что эти проблемы закрывают все остальные, в том числе и духовные, проблемы.

Вспомним Священное Писание, что делали люди, когда узнавали, что в их город пришел Христос. Они несли к Нему своих больных, прокаженных, бесноватых. И Господь в начале исцелял их, а затем говорил, как нужно жить, чтобы избежать таких бед. И люди слушали Его, потому что Он стал для них авторитетен. Он делами засвидетельствовал, что Он Сын Божий и Бог слышит Его. А раз авторитетен, то нужно исполнять то, что Он говорит.

История Церкви свидетельствует не мало чудесных явлений, когда помощь божия приходит через святые иконы и мощи угодников Божиих. Помните, что говорил наш русский святой Серафим Саровский? Он говорил, что главная цель жизни христианской- это стяжание Духа Святого. Нужно очистить свое сердце и жить так, чтобы Дух Святой жил в нас, как в Своем доме. И Церковь призывает нас относиться к своему телу, как к храму Божиему. Вот святые люди жили так, что Благодать Божия пропитывала не только их тела, но и предметы, которыми они пользовались. И сегодня, когда их уже давно нет среди живых, Божественная энергия по-прежнему исходит из тел.

Сегодняшний человек немощен. Мы не можем молиться, у нас не получается жить по Заповедям Христа, вот и идем к источнику Благодати- чудотворным иконам, мощам святых и так далее. Идем с житейскими проблемами, ибо не понимаем, что все беды от наших духовных болезней. И когда Благодать Божия творит чудо и помогаем нам, то потихоньку начинаем понимать истинную причину наших нестроений и становимся на путь покаяния.

Вот поэтому, я считаю, что стремление получить чудесную помощь только первый шаг к Богу. И надеюсь, что встреча с чудом откроет наше сердце Богу и Он войдет туда.

Во время богослужения.

Приходя в храм для молитвы, житейские дела лучше оставить дома. В среднем служба длится 2-3 часа, с непривычки трудно провести столько времени на ногах, поэтому если вы устали, то можно присесть на лавочки, которые стоят в притворе или внутри храма. При открытых Царских вратах сидеть нельзя, если даже немощные больные старушки встают, то что уж говорить о молодых и сильных. Также нельзя поворачиваться спиной к алтарю, конечно, это не обязывает вас пятиться как рак при выходе, но демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время богослужения не стоит. Если по каким-то причинам вы не можете находиться в храме до конца богослужения, то нужно тихонько выйти, перекрестившись у выхода и перед самим храмом.

В храме молитесь как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца. Внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях Святой Троице и Иисусу, во время ектений — на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.

Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Перед Причастием нельзя ничего есть и пить, начиная с двенадцати часов ночи. Исключение делается для тех, кому необходимо что-нибудь съесть или попить по предписанию врача.

Не пропускай воскресные и праздничные службы в храме. Приучайте детей ходить в Храм, учите их молиться и вести себя в храме благоговейно.

Ведь преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Верный признак омертвения души — уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать Храм Божий».

О церковном благочестии

В Православии есть такое понятие «церковное благочестие». Под этим следует понимать отношение к храму, к святыням, которые в нем находятся, отношение к самому себе как к участнику церковных богослужений, как к христианину, как к дому Святого Духа. Церковное благочестие — отношение к богослужению, к иконам, ко всем предметам, которые, так или иначе, связаны с христианским вероучением. Церковное благочестие — это система правил, канонов, традиций, принятых Православной Церковью.

Конечно, церковное благочестие начинается с отношения к храму. Если человек приходит в храм с благоговением, безусловным уважением к святыням, то такого человека примут со всей душевной теплотой. И, конечно, вне зависимости от того, умеет ли такой человек вести себя в храме, он не будет чувствовать себя здесь чужим. Но важно знать о правилах церковного благочестия.

Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты. Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом. Но в тоже время не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

Нужно заметить, что все православные храмы, по древней традиции, сориентированы алтарем на восток — вход напротив алтаря с запада. Встречаются и отклонения, но они обусловлены необходимостью вписаться в городскую застройку или другими причинами. Есть храмы, которые сориентированы с юга на север, но это исключение из общих русских православных правил.

После этого можно зайти в церковную лавку, где продаются свечи, книги, мелкая церковная утварь. Приобретите в церковной лавке свечи, напишите записки о поминовении близких.

Купив свечи, вы можете поставить их к иконам, но при условии, что к подсвечникам перед ними можно свободно подойти. Если в церкви много народа, то свечи лучше передать, назвав икону, к которой вы хотели бы поставить свечу. Как правило, подсвечник стоит у каждой большой иконы. На аналое, посреди храма, находится икона праздника, на которой изображено празднуемое событие (например, Воскресение Христово) или же святой, память которого совершает Церковь в этот день. В первую очередь, по возможности, подойдите к ней и приложитесь. Прикладываться нужно следующим образом: дважды совершите крестное знамение с поясным поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.

Когда начинается служба, вы должны находиться на том месте, где вам удобно стоять, молиться. Переходить с места на место во время богослужения не следует.

Можно ли доказать, что Бог есть?

Доказать Бога в принципе нельзя, потому что доказать означает показать, продемонстрировать. Показать, продемонстрировать можно только то, что в нашей власти. Бог не в нашей власти, это мы в Его власти. Невозможно доказать того, кто выше нас и того, кто не в нашей власти. Доказать или проявить себя может только Он Сам, если посчитает нужным. Мы можем только предоставить ищущим людям какие-то определенные аргументы как указатели, которые могут дать путь в познании. Но притащить Бога куда-то и сказать: «Вот вам Бог, которого вы так долго искали!», это невозможно. Его могущество беспредельно, наши возможности очень-очень ограниченны, поэтому сама по себе постановка вопроса о доказательстве Бога – некорректна. И потому те, кому Бог не интересен, всегда имеют свои контраргументы. Но по поводу опровержения идеи Бога тоже можно успокоиться. Бога нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Как вы можете опровергнуть существование всепроникающего, сверхразумного, нематериального существа?

Это тоже самое, что доказывать существование воздуха. Мы его не видим, но ощущаем его, когда дует ветер или, когда он наполняет наши легкие. И мы убеждены в его существовании, так как наблюдаем его действие. Также мы не видим гравитацию, но, когда мы что-то роняем, мы видим ее проявление. Мы не видим запахи, но наш нос их чувствует. Мы не видим звуковые волны, но наши уши их воспринимают. Согласитесь, нередко мы верим в существование того, что нельзя увидеть, если для этого есть основания. Так и с Богом. Если смотреть на Его творения, то можно убедиться, что Он есть. «Его невидимые качества ясно видны от сотворения мира, потому что они распознаются через то, что создано». «Каждый дом строится кем-то, а построивший всё есть Бог».

Доказать существование чего- или кого-либо, значит дать возможность убедиться в этом. Есть два способа убедиться: или поверить свидетельствам очевидцев, или проверить самому предлагаемое ими средство.

Христианство предлагает человеку оба эти метода. У него бесчисленное количество свидетелей и очевидцев бытия Бога, в здравости ума и кристальной честности которых нет сомнений – это те, которых оно называет святыми, преподобными, поскольку они достигали высочайшей духовной и нравственной чистоты в своем уподоблении Всесвятому Богу. Миллионы из них были поставлены перед выбором: отречься от Христа, чтобы сохранить свою жизнь, или умереть в страшных страданиях. Они избрали смерть, но не отреклись. Церковь называет их святыми мучениками. Так вот, эти миллионы святых и преподобных утверждали не просто: «Я уверен, что Бог есть», но: «Я знаю, что Он есть, ибо Он открылся моей душе с непобедимой силой».

Но есть ли возможность проверить этот опыт богопознания? Да. Способ проверки в руках каждого человека. Этот способ: подобное познается подобным. Бог есть святость, и тот, кто действительно хочет убедиться в Его бытии, должен приложить все усилия к тому, чтобы очистить свою душу от всякой нравственной и духовной грязи в делах, словах и мыслях. В Евангелии этот способ выражен кратко: Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Каждый, кто становился на этот путь очищения от страстей, удостоверялся не только в бытии Бога, но и в том, что Он есть любовь.

А какие доказательства веры в Его небытие?! Спросите верующего в небытие Бога: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?». В ответ молчание. Но ответ есть: необходимо самому проверить религиозный путь жизни! То есть, чтобы ответить на важнейший для каждого человека вопрос: есть Бог или нет Его, то и религия, и атеизм в парадоксальном единстве призывают человека к одному и тому же — религиозному пути жизни!

Почему идем мимо храма?

Мир, в котором сегодня живет православный христианин враждебный, и, даже можно сказать безбожный. И враждебный не к нашему телесному бытию, а к душе христианской. Помните слова Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь того, кто может и душу, и тело погубить в геенне». И вот эти слова как никогда актуальны сегодня. На человека обрушивается «море» информации, в правдивость, которой уже никто не верит. Из всех СМИ настойчиво звучит: «бери от жизни все…», «ты этого достоин» и т. д. Человеческая гордыня, наслаждение страстями и грехом вменяется в добродетель. А Церковь, которая, наверное, единственная, кто призывает к чистоте жизни по заповедям Божиим, шельмуется и хулится.

Почему так происходит?  Ответ прост. Потому что большинство из нас не хотят слышать Бога, отвергают Его и не живут по Его законам. А Церковь зовет людей к Нему и предлагает помощь, для примирения с Творцом. Вот и льют ложь на Церковь Христову, чтобы оправдать себя, да и сказать: «ты сам такой», то есть не без греха. Да многим воцерковленным православным далеко до святости, но мы стремимся к своему Создателю и чтим Церковь Его, как мать родную.

Вот и скорбит сердце верующего человека о том, что не ходят в храм Божий ни наши родные и близкие, ни большинство нашего народа. А ведь практически все крещены и являются православными христианами. Больно и грустно осознавать, что они отвергают Жизнь и идут широкой дорогой смерти.

Человек переступает порог храма, значит он признает над собой власть Бога и Его законы жизни. Вот это смирение и сталкивается с нашей гордыней, которая и гонит от церковных дверей. И начинаются оправдания: «попы жадные», «бабки злые», да и вообще полная антисанитария, все из одной ложки причащаются… И конечно лозунг этих нехристиан- у меня Бог в душе, а церковь мне нужна. Эти слова, как лакмусовая бумажка, выявляют противников Бога, которые говорят, Ты там у Себя на небе властвуй, а здесь, на земле я хозяин. Но давайте, по-честному, заглянем в эту душу, где якобы живет бог. И увидим маленького человечка с его гипертрофированным «Я», с его самолюбием, жадностью. Но как жалок становится этот «властелин» земной, когда приходят беды и несчастья.

Вселенная создана Богом и все живет по Его воле, Он источник жизни. А Церковь православная хранит чистоту учения Иисуса Христа и обладает всеми благодатными средствами, чтобы спасти человека от греха и смерти. Пока не поздно, надо отбросить свое «Я», переступить порог храма и сказать: «Отче мой, прости долги мои, как я прощаю должникам моим…» И это надо сделать, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

О спасении.

Человек, живя в раю, отверг правила, установленные Богом. Он захотел сам стать богом, а значит жить без Бога-Создателя. Но в результате стал рабом того, кого послушал, то есть диавола.

Для того чтобы спасти человечество от греха и власти дьявола, Творец Сам пришел на землю, жил среди людей, совершил Свой искупительный подвиг, даровал учение о спасении и основал Свою Церковь, которой поручил вести по пути к вечной жизни тех, кто желает спастись.

 До сего дня, несмотря ни на какие гонения, Церковь Христова продолжает выполнять свою спасительную миссию, поскольку только ей даны те благодатные таинства, которыми разрываются сети греха, опутывающие души людей. Речь идет о Крещении, Исповеди и Причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа, то есть Евхаристии. Но, повторяю, спастись от греха и власти дьявола могут только те, кто в поте лица своего борются и работают над своим спасением, потому что Бог бездельникам не помогает, но желает, чтобы человек и сам потрудился над собственным спасением.

Но для того, чтобы спастись, необходимо ясно себе представить, во-первых, какова желаемая конечная цель, и, во-вторых, кто или что может мешать ее достижению. Тогда только и станет понятно — от кого и от чего нужно спасаться, какие существуют средства для борьбы и какими силами, какой стратегией и тактикой пользуется враг, мешающей нашему спасению.

 В конце времен, когда завершится история нынешнего мира, Сам Господь придет в этот мир в славе. И будет судить всех людей судом праведным. Все человечество на грядущем Суде Божьем будет разделено на две неравные части. Те, которые в борьбе с грехом доказали свою любовь к добру исполнением заповедей Божьих, войдут бесконечно радостную вечную жизнь, а все остальные, которых, к сожалению, большинство, вместе с демонами будут низринуты в бесконечные муки ада, где вечное существование станет не радостью, а проклятием и бесконечной мукой. Но, как вы помните, этот выбор делают сами люди, указывая на него делами своей жизни и качествами своих душ.

 Таким образом, положительной конечной целью земного бытия является такое качественное преображение души, которое позволит Творцу включить нас в число Своих избранников. Из всего этого вытекает простой и ясный вывод: для того, чтобы оказаться в числе избранных Богом, необходима постоянная борьба с грехом за чистоту своей души, жизнь по заповедям Божиим и война с демонами, которые влекут наши мысли и чувства ко греху.

Что такое верить в Бога.

Вера в Бога может означать разные вещи, в зависимости от того, как мы используем слово «верить». Вот три примера: врач может сказать, я верю, что это лекарство вам поможет. Слово «верить» здесь означает убежденность. Врач определил болезнь и убежден, что предписанное лекарство может помочь. Путешественник может сказать верю, что проводник сказал правду и что он знает дорогу и к концу дня мы достигнем цели. Здесь слово «верить» означает доверие. Путешественник доверяет проводнику, потому что тот знает дорогу. Спортсмен может сказать я верю в свою команду. Это значит, что он всецело полагается на своих товарищей.

Три примера и три разных значений. Все эти три вида веры мы находим также и в религии. И они могут означать, что, во-первых, верующий человек верит, что Бог существует. Также, как и в случае с врачом это вера может означать убежденность. Она, как мы уже видели раньше, может иметь разные причины: личный опыт, внутреннее чувство или свидетельства других.

 Во-вторых, как случае с путешественником и проводником, вера может означать доверие. Человек веры доверяет людям, которые передали ему веру. Оправдано ли это доверие? Что ж, это как в случае с проводником. Когда ты видишь, что проводник знает дорогу, что у него есть необходимое снаряжение и он знает, что делает, ты можешь доверять его суждениям.

Теперь, взглянув на жизнь Иисуса Христа, апостолов и святых, на них учение и писания, самоотверженность и смирение, мы можем сделать вывод, что их послания скорее всего правдоподобны.

В-третьих, как спортсмен верит в свою команду, так верующий человек верит в Бога. В этом случае «верить» — значит доверять и полностью зависеть от Бога.

Все эти три пути — это способы веры в Бога, но только третий ведет нас к источнику того, чем в действительности является религиозная вера, а именно живыми взаимоотношениями с Богом. Поэтому, когда я говорю, что верю в Бога, я не имею ввиду только, что верю в Его существование. Мои слова, также означают, что я принимаю учение Иисуса Христа, послания Его апостолов, но прежде всего, что я полностью надеюсь на Бога, доверяю Ему и знаю, что Он всегда со мной.

 Именно это и означает верить в Бога.

Знать и жить по православному.

Изучение собственной веры является обязанностью христианина. Особенно это актуально в современном мире, утратившем православные традиции, но воспринявшем множество еретических и попросту языческих учений. Незнание православного вероучения может довести человека до ереси, раскола и духовной смерти (прелести).

Не секрет, что многие люди относятся к Церкви неправильно: в место того, чтобы искать в ней встречи с Творцом, они ищут исполнения своих желаний, в которых Христос является не целью жизни, а только средством к комфортному существованию.

 Многие люди считали и считают, что главное в жизни- это физическое здоровье, материальное и семейное благополучие. О спасении души, о борьбе с грехом они не думают. В лучшем случае их забота о своей душе души сводится в походы в церковь, где они ставят несколько свечек, бросают немного мелочи в церковную кружку и с чувством исполненного долга отправляется восвояси, толком не понимая, зачем нужны все эти манипуляции. Такое неправильно отношения к жизни, непонимание смысла является для многих людей причиной гибели их душ, потому что время своей жизни они тратят на второстепенное, а иногда и совсем ненужные вещи. Последствия такой подмены главного второстепенным поистине катастрофичны и непоправимы, их естественное завершение – вечные мука ада.

Множество суеверий, выдуманных традиций и псевдоправил могут даже искренне верующего человека привести к заблуждениям, спасти от которых может только четкое знание православного вероучения.

Сегодня во многих храмах действуют воскресные школы для прихожан. Найдите время, не поленитесь, изучайте свою веру. Никакое самостоятельное чтение свято-отечественной литературы, копания в интернете, не заменят живой беседы, вовремя, которой, в совместном размышлении можно разрешить сомнения, задать вопрос и получить ответ. Учите свою веру, знайте Православие. Но, главное, живите по православному!

Вера и знание, в чем разница.

Противники церкви часто противопоставляют науку религии, веру знанию. Давайте поговорим в чем же разница между этими понятиями. Немецкие философы 18 века много размышляли на интересующую нас тему. Они выделяли три понятия: мнение, знание и веру. С мнением мы имеем дело, когда, например, говорим эта команда выиграет на следующем чемпионате мира по футболу. Прочие люди могут иметь иное мнение, и кто знает в итоге победителем может стать команда, на которую никто и не рассчитывал. Мнения могут иметь различную основу, но как утверждение они скорей расплывчаты.  С другой стороны, знание является чем-то определенным, знания — это не мнение. Знания можно подвергнуть проверке, и они должны основываться на фактах. Они требуют доказательств и должны быть объективными. А что же такое вера?

 Вера в религиозном смысле является чем-то большем чем мнение. Мнения не неопределенны в отличие от веры, которая тверда.  Когда ты говоришь, а ты говоришь верую в Бога Отца Всемогущего ты не утверждаешь, что просто имеешь такое мнение, что может быть где-то существует Бог Отец, которой возможно Всемогущ.  Нет!  Вера относится к чему-то определенному, определенному настолько, что люди, которые верят строят на этом свою жизнь. Таким образом существует четкое различие между мнением и верой. А в чем же разница между знанием и верой? Знание, как мы уже упоминали можно проверить, веру же, в этом есть отличие, проверить не легко. Почему?  Потому что вера может относиться к тому что превышает возможности разума, как случае самим предметом религиозной веры Богом. Вера не противоречит разуму, но она касается того что превышает его возможности. Хорошо.

И так можно сказать, религиозная вера это прежде всего уверенность по отношении к вещам, превышающим наш разум. Теперь мы подходим к основному вопросу, откуда религиозные убеждения черпают свою уверенность, почему человек верит. У людей есть разные причины веровать в Бога. Некоторые заметили действия Бога в своей личной жизни, они уверены, что Он прикоснулся к ним. Они познали Бога на личном уровне и поэтому верят.  Другие обнаружили, что вера дает самый лучший ответы на важные жизненные вопросы и поэтому верят.  Прочие верят потому что доверяют тем, от кого получили веру.  Веру, переданную не как абстрактная теория, а как нечто ощутимое и воплощающееся в их жизни.  Как что-то способное их наполнить.

Это все хорошие поводы чтобы верить.  А во что человек должен верить это уже другой вопрос.

О СВЯТЫХ.

Каждый день в Православной церкви совершаются богослужения, прославляющие святых людей и события, связанные с их жизнью. А раз мы заговорили о святых и о святости, то давайте и поразмышляем над этими понятиями.

Сущность религии обычно, и справедливо, усматривается в особом единении человека с Богом, духа человеческого с Духом Божиим. При этом каждая религия указывает свой путь и свои средства к достижению этой цели. Однако всегда остается незыблемым утверждение о необходимости духовного единства человека с Богом для достижения вечной жизни. Эта идея красной нитью проходит через все религии мира, воплощаясь в различных мифах, сказаниях, догматах и подчеркивая в разных планах и с различных сторон безусловную значимость и первичность духовного начала в жизни человека, в обретении им ее смысла.

Бог, лишь отчасти открыв Себя в Ветхом Завете, явился в предельно доступной человеку полноте в Боге Слове воплощенном, и возможность единения с Ним стала особенно явственной и ощутимой благодаря созданной Им Церкви. Церковь есть единство в Духе Святом всех разумных творений, следующих воле Божией и таким образом входящих в Богочеловеческий Организм Христов — Тело Его. Поэтому Церковь есть общество святых.

Однако членство в ней обусловлено не простым фактом принятия верующим Крещения, но и особой его причастностью Духу Святому. Конечно формально после Крещения человек становится членом Церкви и может участвовать в церковных Таинствах, но только причастность к Духу Святому делает его членом Церкви. Эта мысль может показаться странной: разве в таинствах христианин не приобщился Духу Святому? А если да, то о каком еще приобщении может идти речь? Этот вопрос имеет принципиальное значение для понимания святости в Православии.

Существует, на первый взгляд, как бы некое разногласие между понятием святости в Священном Писании, особенно Нового Завета, и традицией Церкви. Апостол Павел, например, называет святыми всех христиан, хотя по своему нравственному уровню среди них были и люди далекие от святости. Напротив, с самого начала существования Церкви и во все последующие времена святыми ею преимущественно именуются христиане, отличающиеся особой духовной чистотой и ревностью христианской жизни, подвигом молитвы и любви, мученичеством за Христа и т.д.

Но это означает не различие в понимании святости, но лишь оценку одного и того же явления на разных уровнях. Новозаветное употребление термина исходит из того, какими призваны быть верующие, давшие обещание Богу доброй совести и получившие дар благодати Крещения, хотя в настоящий момент и являющиеся еще плотскими, то есть грешными и несовершенными. Церковная же традиция логически завершает новозаветное понимание, увенчивая ореолом славы тех христиан, которые своей праведной жизнью осуществили это призвание. Ставших иными по отношению к миру, стяжавших Духа Святого и явивших Его силу в нашем мире Церковь с самого начала своего существования называет святыми.

Святые — это такие же люди, как мы, только жизнь свою земную они прожили не так, как мы. Их пример перед нашими глазами — это и укор, и поддержка, и надежда на помощь — там, где мы сами по немощи своей не справимся. В честь святых освящаются храмы, иконописцы пишут их образы, некоторые из святых «стихийно» — но не стихийно, конечно, а по Промыслу Божию — обретают особое народное почитание.

 

Что такое душа

 Душа является основой жизни и ценности живого существа.  Звучит сложно, но это не так, возьмем, например, воробья. Посмотрите, как шустро он летает между ветвей дерева.  Он счастлив и может скакать по нашим грядкам сколько захочет. Но вот что-то произошло, и он упал на землю, теперь это мертвый воробей. Внешне мало что изменилось, разве что поза. Однако появилось огромное отличие. Несколько секунд назад воробей был еще живым существом, а теперь же он и не жив и строго говоря уже даже и не воробей.

 Со смертью его тело начало разлагаться.  Все отдельные части можно сложить в кучку, но не в одно целое, нет ничего внутри что держало бы все эти разные части вместе в форме живого воробья. Принцип, причина которая соединяла разные части, живущие в единстве, известна как душа. Каждое живое существо имеет такую душу.

 Но когда люди говорят о душе разве не имеет в виду человеческую душу? Это правда. Сегодня, когда мы говорим о душе, мы подразумеваем душу человеческую. В прошлом же древние греки, определяя понятие души использовали его в более широком значении. Они проводили различия между вегетативной душой растения, чувственной душой животных, разумной душой человека.  Конечно же философы особенно интересовались душой человека и много они рассуждали. Поэтому, когда мы сегодня говорим о душе, то обычно подразумеваем разумную душу человеческого существа.  Но почему же душа человека такая особенная?  А это благодаря двум подробностям- разуму и воле. Они делают душу чем-то духовным, выходящим за границы материи. Это приводит к двум интересным вещам.

Во-первых, материальные вещи могут порождать только материальные, но не духовные. Значит у души должен быть другой источник, этим источником является Бог. Каждая человеческая душа непосредственно сотворена Богом. Во-вторых, материальные вещи состоят из частей поэтому могут ломаться и распадаться на части. Душа же является духовной сущностью и в отличие от материи она не имеет никаких частей, она не может сломаться или испортиться. Душа человеческая бессмертна.

И так подведем итоги. Душа это основа жизни, единства живого существа. Сегодня говоря о душе, мы чаще всего думаем о душе человеческой. Душа человека уникальна, так как является духовной сущностью. Она сотворена Богом и бессмертна.

Миссионерство- долг каждого христианина.

Одно из главных событий в жизни Церкви летом, это праздник апостолов Петра и Павла. Мы чествуем тех, кто жизнь положил за Христа, тех, кто нес проповедь о Христе воскресшем по всей земле. Именно они стали тем камнем, на котором и стоит христианская Церковь. Но только ли мы чтим их память или же этот праздник говорит нам о чем-то большем? Жизнь и труды первоверховных апостолов это пример жизни христианской, это призыв к проповеди. Помните слова Христа: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам…» Эти слова обращены не только к ученикам Иисуса Христа, а ко всем нам, кто считает себя христианином.

 Каждому из нас доступно миссионерство на своем уровне — от серьезных богословских бесед до молчаливой проповеди с помощью крестного знамения. Миссионером должен быть любой православный христианин, просто надо быть всегда начеку, надо не упускать возможность рассказать о Христе и Церкви, если она представится. Но далеко не каждый может говорить о своей вере убедительно и доходчиво. Тогда, наверное, можно успокоиться, это не для меня, пусть богословы и священники трудятся. Нет, дорогие мои, дело каждого из нас свидетельствовать о Христе. Не можешь складно говорить, докажи свою веру делом. Пусть наша любовь, наша жизнь по заповедям Божиим станет проповедью наших молчаливых уст.

Но многие спросят, а нужна ли миссионерская проповедь в России, «ведь мы и так православная страна». Это заблуждение. Россия – страна не православная. Ей еще только предстоит стать таковой. С горечью можно согласиться с заморскими проповедниками, которые заявляют, что Россия страна языческая и наше население нуждается в евангелизации, как какие-нибудь папуасы. Да, большинство наших сограждан крещеные. Но сколько их ходит в храм? Многие из тех, кто часто заходит в храм поставить свечку или купается на источнике в праздник Крещения, относятся к этому по-язычески, ожидая только исцелений, или каких-нибудь благ. Даже те христиане, кто искренне верят и постоянно бывают на службах (а таких людей очень мало), иногда в своих убеждениях отклоняются в серьезные ереси, даже не подозревая об этом.

Еще есть мнение, что миссия не нужна, потому что «кого надо, Господь Сам приведет в Церковь». Но это также заблуждение. Достаточно вспомнить слова святого апостола Павла: «Как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14). Поэтому все мы должны быть миссионерами в меру своих сил, в первую очередь, для ближних своих.

Но говорить перед неверующими или иноверцами надо кратко, кротко и со смирением, стараясь не насиловать свободную волю людей и не оскорблять их теперешних убеждений. Важно иметь в виду, что каждый человек, как бы он не жил, кем бы не был, ищет в жизни счастья и любви. Мы должны помочь ему найти их в Боге.

И в заключении хочу напомнить слова апостола Павла: «Все у вас да будет с любовью».

Кем является человек

      Если хотим понять кем является человек, какова его цель и какое значение имеет его жизнь лучше всего начать с чего-то простого, звучит странно, но это поможет нам. Возьмем к примеру стакан. Есть ли человек никогда не видел стакан, то наверняка стал бы подробно рассматривать его. Его многое удивит, его прозрачность, необычная форма. И понимает его назначение, быть вместилищем жидкости. А человек творческий найдет стакану еще не мало применений. Значит, когда человек рассматривает стакан, то видит стеклянный сосуд, который способен удерживать различные жидкости. Прекрасно! Да именно для того и нужен стакан.

    Если мы хотим понять природу давайте вернемся к человеку и попытаемся применить эту замечательную технику. Во-первых, мы можем заметить, что человек это физический объект. Однако человек является кем то больше, он живое существо, он питается и растет как растение. Как и у животных у него есть чувство, которое позволяет ему воспринимать окружающий мир, но есть еще нечто, что отличает его от других живых существ. Даже очень. Разумом и волей человек может познавать вещи и любить их. Эти способности делает человека особенным благодаря этим способностям мы фактически можем ответить на фундаментальные вопросы, в чем смысл жизни и для чего человек живет на земле.

      Если ли разум и воля являются отличительными способностями человека, то ответ должен быть таким, человек находится на земли чтобы познавать и любить. Это не значит знать ближайший путь в закусочную и любить предлагаемую там пищу, эти способности направлены к высшим целям познавать правду и любить добро. Человек находится на земле, чтобы познать истину и любить благо, это его цель. Однако не имеет ли жизнь большего значения? Не связано ли конечное предназначение человека и его цель неким образом с Богом? И если, как мы уже сказали, человек на земле призван познавать правду и любить добро. Задумаемся над тем что происходит, когда человек обращается к наивысшей правде и наивысшему благу? Что ж, тогда человек встает на путь религии, на путь познания Бога, потому что именно Бог есть наивысшая истина и наивысшее благо.

    В христианстве есть такая книга «Катехизис», в переводе с греческого- «наставление», «поучение». Эта книга знакомит нас с христианским вероучением и отвечает на вопрос: для чего мы находимся на земле. Таким образом человек находится на земле чтобы познавать и любить Бога, а тот, кто знает и любит Бога, служа ему всем сердцем обретет небесной счастье.

Дело для души

Дело для души. другими словами-хобби. Человеку , который крутится в повседневных заботах, как белка в колесе, нужна отдушина. Дело, где он может выразить себя, где что-то можно сделать своими руками…

Троица — полнота познания

   Человек всегда стремился познать Бога. Но как познать непостижимое, как замерить необъятное. Вот и начали люди своим ограниченным умом вмещать Бога в свои человеческие измерения. Так было потеряно истинное знание о Творце, так появилось ложное многобожие. Божественные свойства начали приписывать героям, звездам, стихиям и даже обожествлять животных. Мир человеческий потонул во тьме языческих вероучений. И только единицы, праведные люди как Енох, Ной, Авраам хранили истинное понятие о Боге. Господь, вмешиваясь в историю человеческого рода напоминал о Себе, различными средствами пытался направить человека на путь истинного познания Его Бытия. Но тщетно, свобода воли только развращала человека.

    И вот из одного праведника, Авраама, создается целый народ, который становится хранителем знаний о Едином Боге, о пришествии Мессии, Спасителя. В это время было важно, на фоне всеобщего многобожия, хранить знания о Едином Боге- Творце вселенной. Создатель ревностно следит за чистотой этих знаний и постепенно открывая Себя людям готовит их к принятию Мессии, Христа. Ветхозаветная история показывает, как трудно было хранить эти знания народу древнего Израиля. И Бог предстает здесь как Грозный Судия и Праведный Мздовоздаятель. Исполнилось Божие обещание, пришел Мессия, Иисус Христос. И уже при Его крещении в реке Иордан мы впервые явно слышим, что Бог Един, но в трех лицах- Отец, Сын и Святой Дух. И все три года в своей проповеди Христос говорит, Он сын Божий, что Бог-Отец и Он едины. Что кто видел Его, видел и Отца, что есть у Отца, дано и Ему. Как трудно было принять это народу израильскому, его священникам и учителям. Не могло их сознание, зажатое рамками ложного толкования Закона принять это новое откровение о Боге. Что и привело к страшной трагедии, убийства Сына Божия, Его человеческое воплощение- Иисуса Христа.

   Можно убить человека, но невозможно убить Бога. Своей божественной силой Иисус Христос восстает из гроба. И вот Он уже говорит о том, что Ему следует вознестись на Небо, туда где Он пребывал «испокон веков». Для чего? Для того, чтобы приготовить места для праведников и упросить Бога-Отца прислать вместо Него Духа Святого, который будет пребывать с последователями Христа до скончания веков. Именно Иисус Христос знакомит человека с истинном знании о Боге. Что Бог Един, но бытие Его осуществляется в Трех Лицах. Как это происходит, для человеческого ума не постижимая тайна.

    И вот в день Пятидесятницы Дух Святой раскрывает свои благодатные крылья над Церковью Христовой. Вот поэтому и зовем мы этот праздник день Пресвятой Троицы. Ибо с этого момента человеку открыто истинное знание о Боге, Его истинное имя- Пресвятая Троица. Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге – Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а один Бог. И познается это только верой и сердцем.

видеоканал в YouTube смотреть

 

Просмотры (327)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *